Пуск в эксплуатацию Керакского тоннеля на Транссибе
Президент РФ открыл новейший двухпутный Керакский тоннель в Сковородинском районе на Транссибирской железной дороги в декабре 2023
г. Старт запуска в эксплуатацию Путин В.В. сообщил по видеосвязи. Длина
сооружения почти один километр с двухпутным движением. Стройка проходила
в сейсмоактивной зоне с крепкими скальными породами, но оно того стоит —
повышена скорость движения на Восточном полигоне железных дорог. Длина
построенного тоннеля на участке Ульручьи — Ковали составила почти 926
метров, что является самым длинным тоннелем на ЗабЖД. Участвовал в
первом запуске губернатор Василий Орлов.
Керакский тоннель на Транссибирской железной дороги построен в 1910—1911
годах, пересекает Петровский хребет. Протяжённость тоннеля — 910
метров. Название получил в честь реки Керак в Амурской области. За 110
лет эксплуатации сооружение исчерпало свой ресурс, в связи чем было
принято решение возвести новый тоннель рядом с действующим.
Протяжённость нового Керакского тоннеля составит 926 метров, он станет
самым длинным на Забайкальской железной дороге. В строительстве тоннеля
участвовало каждый день более 550 строителей, более 120 единиц
строительной техники. Губернатором Амурской области Василием Орловым
было вручены благодарственные документы 15 строителям новейшего
Керакского тоннеля.
Железнодорожные составы начали пропускать через первый Керакский тоннель еще в 1910-х. За свою более чем вековую историю он серьезно обветшал и
уже давно был небезопасным для движения составов, из-за чего поездам,
следующим по этой дороге, надо было снижать скорость движения до 40
км/ч. Это в свою очередь отражалось и на пропускной способности участка.
В 2010-м сооружение было признано аварийным (первый и последний раз
капитальный ремонт проводили в 1935-м году).
В 2014-м РЖД анонсировали строительство нового тоннеля, однако к работам
на участке приступили только через семь лет. За реализацию этого
масштабного проекта стоимостью почти 15 млрд руб. взялась
«Бамстроймеханизация» (входит в ГК 1520). По договору открыть движение
предполагалось в 2025-м. Но, благодаря слаженной работе отечественных
специалистов, несмотря на ряд технических трудностей, основные
мероприятия удалось завершить раньше намеченных сроков.
С применением инновационной технологии LVT, отличающейся простотой
монтажа и позволяющей значительно снизить уровень вибрации и шума во
время движения поездов, было уложено 2,3 км рельсошпальной решетки.
Кроме того, тоннель оборудовали современными системами мониторинга. Открытие новой электрифицированной дороги сквозь горную преграду на пути
к тихоокеанским портам увеличит пропускную способность данного участка
Транссиба до 153 пар поездов в сутки. Более того, уже стартовали работы
по обновлению старого тоннеля, расположенного в 25 м от нового. После
реконструкции первый будут использовать в качестве вспомогательной
штольни.
Непосредственно проходку выполнили менее чем за год. Она велась
одновременно с двух сторон круглосуточно. С одной стороны — буровзрывным
способом, с другой — горным экскаватором. Это обусловлено разной
плотностью скальных пород. Суммарно переработали около 1 млн куб. метров
грунта. Новый тоннель расположен недалеко от старого. Строительные работы
начались в мае 2020 года, и они шли в неблагоприятных условиях — зона с
обводненными грунтами. Для возведения применялись современнейшие
технологии, с учетом всех геологических и гидрологических особенностей
данной зоны. Каждый железнодорожный путь был смонтирован по технологии,
которая снижает вибрацию с применением полимерных материалов, залитых в
бетонное основание под шпалы. Стоимость строительства составила 14,7
миллиарда рублей. Строители проложили более 60 марок кабельной
продукции. Сейчас в тоннеле контролируется с помощью датчиков
температура, пожарная безопасность, освещение, влажность.
Добавить комментарий!